Next Wave: Настоящие тренеры - это мы!

Какая первая ассоциация возникает у вас, когда вы слышите слово тренер: спорт; человек, передающий какие-либо навыки людям, которые у него тренируются; награды и прочее. Примерно такие же ассоциации возникали и у меня, когда я впервые шла на семинар по подготовке тренеров для малых городов Кемеровской области.

Полная программа обучения состояла из трех семинаров, которые проводились при финансовой поддержке Агентства международного развития США (USAID) в рамках программы "Next Wave".

Кузбасским центром "Инициатива" были отобраны на конкурсной основе десять представителей восьми организаций из Кемерово, Ленинска-Кузнецкого, Прокопьевска и Юрги. Под чутким руководством тренера-консультанта КЦ "Инициатива" Галины Михайловны Макашиной семинар прошел весьма продуктивно, но обо всем по порядку.

Все только начинается. Семинар первый (16-17 февраля)

Как уже говорилось, нас было десять, многие видели друг друга первый раз. Интересно, что в группе оказались люди не только разных профессий, возрастов, но и опыт проведения тренингов, семинаров у всех был разный. Но это, кстати, нисколько не помешало нашей работе. Для начала все познакомились. Атмосфера сложилась благоприятная, а это весьма плодотворно сказалось на нашей работе.

Галина Михайловна объяснила нам, что данный семинар предполагает обучение профессиональных тренеров, на данном этапе происходит закладка базовых знаний. И тогда мы поняли, быть нам настоящими тренерами!

Для начала мы расклассифицировали цели присутствия на семинаре, выделив как общие, так и личные. Установили правила ведения семинара. Также мы прослушали мини-лекцию об особенностях обучения взрослых. Обсудили самосознание участников тренинга, выделив при этом главные моменты, которые ни в коем случае не должен упускать профессиональный тренер.

Тренинг, семинар - это новые способы обучения, как взрослых, так и детей. Суть в том, что, не читая скучные лекции, тренер (преподаватель) подает материал при помощи различных методов обучения, будь то ролевая игра, мозговой штурм или карта окружения.

Впервые для меня обучение давалось настолько легко, что хотелось как можно больше узнать.

Каждый смог почувствовать себя тренером, так как у нас уже была возможность обучать друг друга в рамках семинара, используя при этом различные интерактивные методы. По окончании семинара, мы получили домашнее задание. Все остались довольными и с нетерпением ждали следующего семинара.

Золотая середина. Семинар второй (16-17 марта)

Месяц пролетел незаметно и вот, мы снова учимся. Второй семинар можно назвать самым креативным, т.к. творчество участников лилось неиссякаемым потоком. Мы быстрыми темпами разобрали и структуру тренинга, и организацию пространства участников на семинаре. Очень важно было то, что происходил колоссальный обмен опытом.

Нам удалось создать портрет настоящего тренера, выявив при этом его главные качества; смогли выработать этический кодекс, которым с большим удовольствием будем пользоваться в будущем, проводя тренинги и семинары.

Опять-таки, каждый смог выступить в роли тренера: некоторые части семинара мы вели сами. Нам стоило только позавидовать мастерству Галины Михайловны, которая, включаясь в ряды участников, направляла семинар в нужное русло.

Несомненно, сказался и опыт участников: те, кто его имел - чувствовали себя уверенней. Информацию все впитывали как губки, так как знали, что впереди нас ждет третий семинар, к которому мы должны подойти уже теоретически подкованными.

Результат налицо. Семинар третий (30-31 марта)

Заключительная встреча оказалась самой сложной, т. к. мы подошли непосредственно к разработке будущего семинара. И именно здесь мы узнали подробно о таких понятиях, как фасилитация и модерация.

При разработке семинара некоторым участникам было страшновато браться за дело, ведь они профессионально делали это впервые. Разделившись на две команды, мы приступили к подготовке тем: "Фандрайзинг" и "Социальный маркетинг".

Находясь в команде, работающей над темой "Фандрайзинг", могу честно признаться, что на определенном этапе мы чувствовали затруднение. Но Галина Михайловна - наш тренер - потрясающе сыграла роль наставника, и мы смогли выйти на правильный путь. Результат нелегкой работы - программа семинара.

Группа, работающая над темой "Социальный маркетинг", справилась с заданием быстрее. Сказался опыт, так как в группе было больше профессионалов в области проведения семинаров и тренингов.

На "финиш" обе группы пришли с отличными результатами, испытав чувства удовлетворения и гордости. Мы все-таки это сделали!

Большую помощь независимыми консультациями оказала Е.И. Шевелева, которая была приглашена на семинар в качестве эксперта. Критика была временами жесткой, но оправданной.

Итог трех семинаров - подготовлены десять тренеров. Подписаны соглашения о проведении в малых городах Кемеровской области двадцати семинаров, цель которых - способствовать формированию институтов гражданского общества в Кузбассе.

Первые шаги сделаны!

Татьяна КЛЕЩЕВА


, №2 (76) март - апрель, 2005
http://init-kc.ru/?act=dpsprint&id=75