Встречи, семинары: Благотворительность в России

22 июня 2007 года в Санкт-Петербурге состоялся ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ "Благотворительность в российских регионах: проблемы и перспективы развития".

Организаторами Форума выступили Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства, Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ), Благотворительный фонд В. Потанина, Агентство социальной информации (АСИ), Форум доноров, Информационный центр "Благотворительность в России", Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций".

Чем же было вызвано проведение данного мероприятия?

По словам С. Абакумова, заместителя председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства, объем благотворительных вложений российских организаций в стране в 2006 году вырос и достиг 1,5 миллиарда рублей, но законодательные условия для доноров, благотворителей пока остаются неблагоприятными. В феврале-марте 2007 года по инициативе Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства было проведено исследование, которое показало, что одним из препятствий на пути успешного и эффективного развития деятельности в регионах для благотворительных организаций являются проблемы взаимодействия с местными и региональными властями. С одной стороны, существует традиционное недоверие властей к деятельности общественных (в т.ч. благотворительных) организаций, низкая оценка профессионализма сотрудников НКО. С другой стороны, благотворительные организации не удовлетворены недостаточной открытостью властных структур и бюрократической волокитой, отсутствием доступа к участию в работе различных совещательных органов при администрациях, к государственным средствам через открытую и прозрачную систему конкурсов. Исходя из этого, Комиссия приняла решение о проведении Форума, который способствовал бы развитию диалога между региональными властями и благотворительными организациями, объединил усилия всех заинтересованных сторон - граждан, власти, бизнеса, НКО, чтобы выработать общие подходы и стратегии для развития благотворительной деятельности в России.

Участниками Форума стали более 200 человек, представителей законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, региональных НКО, крупных корпораций и региональных компаний, реализующих благотворительные программы, членов Общественной палаты РФ и региональных общественных палат, представителей медиа-холдингов и региональных СМИ.

Начало Форума ознаменовалось открытием фото-выставки "Благотворительность в России - история и современность".

Программа Форума традиционно включала в себя пленарную часть и дискуссионные площадки. Открывая пленарную часть Форума, ведущий зачитал приветствие Губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко в адрес участников Форума, которая отметила, что развитие благотворительности сегодня выходит на новый уровень: "Благотворительность уже называют пятым национальным проектом. Это не разовые акции, а планомерная работа".

О развитии законодательства РФ в области благотворительности и законодательных новациях МЭРТа рассказали начальник отдела программ социально-экономического развития Департамента социально-экономических реформ министерства А. Шадрин и заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, Полномочный представитель Совета Федерации в Общественной палате РФ Л. Биндар. В их выступлении было рассказано о возможных подходах к развитию законодательства РФ в области благотворительности. Была представлена концепция ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля). Цели данного законопроекта - создание благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в социально значимых и общеполезных областях; расширение перечня правомочий общественных объединений и некоммерческих организаций; повышение ответственности государственных органов всех уровней за невыполнение ими установленных законом обязанностей по отношению к организациям гражданского общества; создание более эффективных правовых механизмов взаимодействия организаций гражданского общества и государства и осуществления общественного контроля за деятельностью государственных органов. Данные цели достигаются путем устранения пробелов и противоречий в действующем законодательстве, замены неэффективных норм и процедур, не предусматривающих достаточных механизмов реализации предусмотренных законодательством правомочий, а также путем развития и конкретизации действующих норм законодательства, создания дополнительных гарантий предусмотренных законодательством прав и обязанностей участников правоотношений в регулируемой сфере.

А. Шадрин сообщил, что в августе 2007 года на рассмотрение Правительства РФ, а в октябре 2007 года - в Госдуму РФ будет внесен проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля). Документ предусматривает предоставление некоммерческим организациям целого ряда дополнительных налоговых льгот. Согласно законопроекту, от налога на прибыль будет освобождена часть платных услуг НКО в области здравоохранения, образования, культуры; не будут облагаться 13% налогом медицинские услуги для инвалидов и детей, также предполагается освободить от налога на добавочную стоимость НКО, получающие средства из бюджетов всех уровней. А. Шадрин отметил, что изменения коснутся подоходного налога для благотворителей, налога на добавленную стоимость для некоммерческих организаций (НКО), льгот по уплате налога на прибыль для НКО по ряду направлений их платной деятельности в социально-значимых и общеполезных областях. Также Шадрин А. подробно остановился на вопросе "Внедрение целевого капитала некоммерческих организаций в благотворительную практику в России".

2006 год - первый год работы Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства - был ознаменован внедрением в российскую законодательную практику нового механизма, стимулирующего развитие капитальной благотворительности, - эндаумента (целевого капитала некоммерческих организаций).

Вступившие в действие в 2007 году ФЗ-275 "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и ФЗ-276 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", создают перспективу для некоммерческого сектора стать самодостаточным.

Организации с целевым капиталом - это новая для нашей страны возможность делать долгосрочные инвестиции в образование, науку, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт (за исключением профессионального спорта), искусство, архивное дело, социальную поддержку. Данный инструмент позволит некоммерческим организациям не просто "проедать деньги", но и воспроизводить ресурсы, а обществу - использовать прозрачный и контролируемый механизм для эффективного вложения средств в решение актуальных социальных задач.

Как и все новое, данная модель НКО требует "обкатки" на практике. Чтобы придать импульс движению по созданию российских фондов с капиталом, необходимы меры по оперативной информационно-методической поддержке организаций, формирующих капитал. А. Шадрин добавил, что МЭРТ рассматривает вопрос о том, чтобы уже в 2007 году предприятия, перечислившие средства на формирование целевого капитала некоммерческих организаций (эндаумент-фондов), не платили налог на прибыль.

По словам Л.Г. Зельковой - генерального директора Благотворительного фонда В. Потанина, - несмотря на ряд ограничений и недостатков в предлагаемой системе формирования целевого капитала и использования доходов от его управления, это шаг в сторону независимости от государства и донора. С созданием целевого капитала донор не сможет активно вмешиваться в деятельность НКО.

"Основные проблемы коммуникаций власти и благотворительных организаций" были представлены материалами исследования И.В.Задорина, генерального директора исследовательской группы ЦИРКОН. Целью исследования было получение информации, необходимой для анализа проблем взаимодействия власти и благотворительных организаций в российских регионах, их взаимных ожиданиях и претензиях, отношении друг к другу и мотивах этого отношения. Объектом исследования стали представители двух профессиональных групп из 9 регионов РФ: представители (руководители) благотворительных организаций (ассоциаций, фондов и т.п.), действующих в регионе и представители местных и региональных органов власти, руководители соответствующих департаментов и структур, ответственных за взаимодействие с общественными (в т.ч. благотворительными) организациями.

Основные выводы исследования:

- государство и благотворительные организации находятся в состоянии определенной конкуренции на поле деятельности, связанной с социальной защитой, социальным обеспечением и поддержкой уязвимых слоев населения;

- в западных странах благотворительная деятельность является миссией в первую очередь гражданского общества и бизнеса;

- в России исторически сложилась иная ситуация: государство традиционно несет в себе функции социальной защиты, а население "по традиции" также в первую очередь ждет выполнения этих функций от государства; в обществе до сих пор не сложилось однозначно позитивного восприятия благотворительных организаций и фондов, отношение населения к "благотворительным порывам" бизнеса настороженное;

- совершенно очевидно, что российское государство еще долго не сможет отказаться от выполнения функций социальной защиты и социального обеспечения и передать их полностью в ведение институтов гражданского общества;

- это значит, что в данной сфере в России еще долгие годы будут действовать несколько игроков - государство, бизнес, церковь и независимые институты гражданского общества;

- налицо конкуренция за "символический капитал" на поле благотворительности, порождающая у конкурирующих сторон (власти и благотворительных организаций) весьма ревнивое отношение к деятельности другой стороны;

- в указанном конфликте интересов власть пока, как правило, остается победителем. Многие благотворительные организации, особенно регионального уровня, еще слишком слабы, часто недостаточно профессиональны, активны, сами слишком нуждаются в поддержке.

В последнее время наметилась положительная динамика во взаимоотношениях региональных властей и благотворительного сектора:

- власть видит в благотворительных организациях активных коммуникаторов, способствующих взаимодействию власти и общества в целом, повышению доверия общества к власти;

- благотворительные организации нуждаются в ресурсах, льготах и признании. Вопросы партнерства с властью становятся приоритетными.

Факторы позитивных изменений:

- улучшилась общая экономическая ситуация в стране;

- во власть стали приходить молодые, по-новому мыслящие кадры;

- отношения между сторонами стали переходить от формального взаимодействия к конструктивному сотрудничеству;

- благодаря приобретенному опыту благотворительные организации стали системно подходить к своей деятельности;

- властные структуры признали значимость деятельности благотворительных организаций, стали более активно использовать кадровые и профессиональные ресурсы благотворительных организаций.

Основные проблемы взаимодействия:

- проблема понимания сторонами целей и задач деятельности благотворительных организаций;

- проблема свободы деятельности и независимости благотворительных организаций;

- проблема необходимой и достаточной ресурсной помощи со стороны властей благотворительным организациям;

- проблема формального подхода сторон к выполнению своих функций.

Основные составляющие идеальных взаимоотношений региональной власти и благотворительных организаций:

- соблюдение определенных норм и законов ("правил игры");

- прозрачность и открытость. Отношения должны строиться на принципах взаимного уважения, партнерства, понимания и полного доверия;

- важно, чтобы власть не оказывала давления и не использовала административный ресурс;

- власть должна предоставить всем благотворительным организациям равные возможности.

Тему прозрачности также поднимала в своем выступлении исполнительный секретарь Форума Доноров Наталья Каминарская. Она сообщила, что "несмотря на то, что 70% компаний России так или иначе вовлечены в благотворительную деятельность, а российские бизнесмены уже создали 100 частных благотворительных фондов, тем не менее, по данным опроса, проведенного в 2006 году по заказу Форума Доноров, 81% россиян считают, что в России благотворительность распространена слабо, хотя при этом 2/3 опрошенных хотели бы принимать участие в благотворительной деятельности, но не знают, как это сделать". Она отметила, что одним из инструментов повышения прозрачности является конкурс годовых отчетов донорских и некоммерческих организаций. В 2007 году Всероссийский конкурс для таких организаций инициирован Комиссией Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства в партнерстве с Центром развития НКО и Форумом Доноров. А для компаний будет проводиться конкурс "Крупнейший корпоративный донор".

О благотворительных программах бизнеса рассказала Д.Г. Савина - генеральный директор Корпоративного Благотворительного Фонда ФК "Уралсиб", основное направление которого - комплексная система поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Темами дискуссионных площадок были следующие вопросы:

- обсуждение законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля);

- внедрение целевого капитала некоммерческих организаций в благотворительную практику в России;

- прозрачность как стандарт благотворительной деятельности;

- эффективные инструменты для развития межсекторного взаимодействия в области благотворительности;

- социальная реклама как инструмент для развития благотворительности в России: проблемы и перспективы.

Итогом работы Форума стало принятие Обращения, в котором участники определили дальнейшие шаги по формированию благоприятных условий для развития благотворительности в России.

Так, предлагается:

- Для разработки стратегии, нацеленной на создание прозрачной и устойчивой инфраструктуры, cформировать рабочую группу из представителей законодательной и исполнительной власти, экспертов благотворительного сообщества, ученых и специалистов-практиков в данной сфере. Организовать широкое публичное обсуждение стратегии, программы и плана действий по ее реализации на стадии разработки данных документов. Инициировать дальнейшие изменения в действующем законодательстве, направленные на устранение существующих в нем несоответствий и пробелов, создание правовых основ для стимулирования корпоративной и частной благотворительности. В связи с этим, поддержать разрабатываемый Минэкономразвития России проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля) как формирующий необходимые условия для развития благотворительности и некоммерческого сектора.

- В связи с внедрением в благотворительную практику целевого капитала некоммерческих организаций - нового для России механизма развития стратегической благотворительности - организовать на региональном уровне широкую информационно-просветительскую кампанию по применению закона о целевом капитале при поддержке местных администраций и Общественной палаты РФ. Для стимулирования инициатив по формированию целевого капитала создать оперативную службу информационно-методической поддержки по применению закона при активном участии специалистов из профильных государственных органов и экспертов в области развития благотворительности.

- С целью развития трехсекторного взаимодействия в области благотворительности активно использовать на региональном и федеральном уровне существующие форматы (общественные советы, палаты и др.) для тиражирования успешных моделей и опыта эффективных коммуникаций власти с организациями, реализующими благотворительные программы. Внедрять в практику взаимодействия государственных органов и благотворительного сообщества принципы прозрачности и открытости. Точнее сформулировать зоны ответственности всех заинтересованных сторон в процессе развития благотворительности.

- Для повышения эффективности благотворительной деятельности направить усилия всех заинтересованных сторон на совершенствование управленческой культуры благотворительных организаций; упрощение процедур обязательной отчетности; развитие саморегулирования благотворительного сообщества (включая разработку этических кодексов, единых стандартов благотворительной деятельности и т.д.); развития добровольной публичной отчетности; преодоление барьеров освещения благотворительной деятельности в СМИ.

- С целью широкого продвижения в обществе идей и ценностей благотворительности принять меры по развитию в стране эффективной социальной рекламы. А именно: усовершенствовать систему правового регулирования социальной рекламы, включая механизмы налогообложения; разработать методы поощрения распространителей социальной рекламы; создать инструменты общественного влияния на повышение качества социальной рекламы и ее эффективное размещение. Одним из таких инструментов может стать Общественный Совет из представителей всех заинтересованных сторон, который будет рассматривать спорные вопросы, связанные с определением качества социальной рекламы и ее размещением в СМИ, и решения которого будут носить рекомендательный характер.

Информацию по материалам Форума подготовила
Нина ПОНОМАРЕВА,
руководитель направления "Взаимодействие с бизнесом" КЦ "Инициатива"


, №3 (89) май - июнь, 2007
http://init-kc.ru/?act=dpsprint&id=438