О нас
 Об организации
 Наша команда
 Публичный отчет
 Новости
 Практики НКО
 Информация НКО
  Проекты
 Проект «Общественные советы - ресурс для социально-экономического развития региона»
 Проект «Ресурсные возможности: поддержка общественных инициатив на муниципальном уровне»
 Проект «Некоммерческий сектор Кузбасса: устойчивое развитие»
 Проект «Потенциал НКО на развитие Кузбасса»
 Социальные услуги НКО населению
 Клуб бухгалтеров НКО
 Архив проектов
 
  Мероприятия
  Вестник НКО
   Вестник НКО
   №6 (92) ноябрь - декабрь, 2007   
 
УФРС по Кемеровской области сообщает: Осуществление Управлением Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области контрольных функций в отношении НКО в 2007 году


Версия для печати

В соответствии с п.5 ст.32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. На территории Кузбасса уполномоченным органом является Управление Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области.

Федеральным законом "О некоммерческих организациях" предусмотрено право уполномоченного органа проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами.

В настоящее время проведение проверок некоммерческих организаций осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:

- Федеральный закон "О некоммерческих организациях";

- Административный регламент исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по проведению в установленном порядке проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной регистрационной службы, принятию по их результатам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации (утвержден приказом Минюста России от 25.12.2006 №380);

- Порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям), утвержденным приказом Минюста России от 22.06.2006 №222.

Проведение проверок некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с планом на полугодие. Кроме того, проводятся внеплановые проверки, которые назначаются в связи с поступившими жалобами, а также для проверки устранения ранее выявленных нарушений. Законом установлено ограничение для проведения плановых проверок - не чаще одного раза в год.

За 11 месяцев 2007 года Управлением проведены проверки 109 некоммерческих организаций (за исключением общественных и религиозных объединений). Одним из приоритетных направлений работы является проведение проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным их учредительными документами. Эту работу проводит специалист с высшим экономическим образованием.

По результатам проведенных проверок установлено, что деятельность практически всех некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с целями, предусмотренными их учредительными документами.

Неоднократно выявлялись следующие нарушения действующего законодательства Российской Федерации:

- п.7 ст.32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (непредставление в установленный законом трехдневный срок обновленных сведений об адресе места нахождения постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, или о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации);

- п.2 ст.14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (несоблюдение некоммерческими организациями норм своих учредительных документов: например, нарушение периодичности проведения общих собраний, отсутствие контрольно-ревизионного органа, предусмотренного уставом, несоблюдение норм о порядке учета членов);

- п.1 ст.29 Федерального закона "О некоммерческих организациях", которым предусмотрено обязательное наличие в автономных некоммерческих организациях высшего коллегиального органа;

- ст.7 Федерального закона "О некоммерческих организациях", которой закреплено обязательное опубликование фондами отчета о своей деятельности.

При проведении проверок благотворительных фондов были выявлены нарушения ст.17 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", предусматривающей требования к благотворительным программам.

Проведенные проверки также показали, что цели, закрепленные в уставах одного некоммерческого партнерства и одной автономной некоммерческой организации, не соответствовали целям некоммерческих организаций этих организационно-правовых форм, закрепленных в Федеральном законе "О некоммерческих организациях". Ознакомившись с результатами проверок, руководящий орган некоммерческого партнерства принял решение о преобразовании некоммерческой организации в хозяйственное общество, а автономная некоммерческая организация была ликвидирована в добровольном порядке.

Кроме того, при проведении проверок неоднократно выявлялись нарушения п.20 Порядка проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами (уставным целям), утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22.06.2006 №222. Некоммерческие организации не в полном объеме представляли документы, запрошенные для проведения проверок, что в отдельных случаях приводило к невозможности проверить деятельность некоммерческой организации в необходимом объеме (например, в случае непредставления первичных учетных документов).

В отношении некоммерческих организаций, не представивших документы для проведения проверки, по состоянию на 01.12.2007 составлено 75 актов о противодействии проведению проверок, приняты меры в соответствии с действующим законодательством. Большинство некоммерческих организаций после получения акта о противодействии и письменного предупреждения представляют в Управление документы, необходимые для проведения проверки.

Кроме того, специалистами отдела проводится анализ отчетных документов, представленных некоммерческими организациями во исполнение требований п.3 ст.32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" о предоставлении ежегодного отчета. При анализе представленных отчетов неоднократно выявлялись нарушения п.2 ст.14 и п.7 ст.32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Всего по состоянию на 01.12.2007 вынесены письменные предупреждения 631 некоммерческим организациям.

Особое внимание Управление уделяет работе с гражданами и представителями некоммерческих организаций, информированию общественности о новых функциях, выполняемых Управлением, в том числе контрольных функциях.

В связи с низким уровнем правовой грамотности руководителей некоммерческих организаций необходимо постоянное проведение разъяснительной работы об обязанностях некоммерческих организациях, в том числе по предоставлению ежегодной отчетности.

В декабре 2006 года в городах Кемерово и Новокузнецке, а в январе 2007 года - в городе Междуреченске были проведены "круглые столы" на тему "Изменения в законодательстве о некоммерческих организациях", в рамках которых рассматривались вопросы об обязанностях некоммерческих организаций, о порядке проведения проверок. В июне 2007 года и в августе 2007 года Управлением проведены обучающие семинары для руководителей садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (основной вопрос семинара - порядок заполнения отчетных документов), а также для руководителей товариществ собственников жилья. Практика проведения обучающих семинаров для представителей некоммерческих организаций получит свое развитие в 2008 году.

Татьяна Никаноровна ИЛЬДИМИРОВА,
заместитель начальника отдела
по делам некоммерческих организаций и осуществления контроля
за их деятельностью


 
Так просто!

NGO.RU - Каталог общественных ресурсов Интернет  Союз Молодежи Кузбасса