О нас
 Об организации
 Наша команда
 Публичный отчет
 Новости
 Практики НКО
 Информация НКО
  Проекты
 Проект «Общественные советы - ресурс для социально-экономического развития региона»
 Проект «Ресурсные возможности: поддержка общественных инициатив на муниципальном уровне»
 Проект «Некоммерческий сектор Кузбасса: устойчивое развитие»
 Проект «Потенциал НКО на развитие Кузбасса»
 Социальные услуги НКО населению
 Клуб бухгалтеров НКО
 Архив проектов
 
  Мероприятия
  Вестник НКО
   Вестник НКО
   №1 (87) январь - февраль, 2007   
 
АСИ сообщает: "Поддержка молодых крайне интересна бизнесу, хотя это вовсе не то, чего от него ждет общество"


Версия для печати

Агентство социальной информации (АСИ) накопило большой аналитический материал о мотивах, задачах и количестве российских покровителей талантов. Обо всем этом рассказывает директор агентства Еленой Тополева.

Social Report: Насколько популярной является тема поддержки юных талантов для российского бизнеса?

Елена Тополева: Тема очень популярна. Согласно исследованиям социологов, это направление социальных инвестиций необычайно востребовано бизнесом. При этом, что интересно, в списке ожиданий общества оно занимает далеко не первые позиции. То есть люди в основном ждут от бизнеса поддержки социально не защищенных слоев - сирот, инвалидов, пенсионеров, а бизнес как раз тянется к молодежи.

SR: Какова мотивация бизнеса?

Е. Т.: Многие российские компании в свое время начинали развивать благотворительную деятельность с поддержки одаренных детей. Делали они это и продолжают делать сейчас чисто из благотворительных соображений.

Там же, где речь идет о поддержке способных студентов, мотивация в основном прагматичная. В первую очередь и в большинстве случаев бизнес в той или иной форме готовит для себя кадры. Иногда это делается впрямую - через организацию стажировок в своей компании, через договоры со стипендиатами, иногда косвенно - посредством стипендий, грантов или премий формируя у молодых людей лояльное отношение к компании. На самом деле такого рода инструмент очень точный и многофункциональный. С помощью правильных действий в отношении перспективной молодежи можно формировать и кадровый резерв компании, и лояльность потребителя. Мне очень нравится пример фонда "Кауффман". Фонд был создан Марком Кауффманом, чья компания занимается дистрибуцией качественных вин в России. Фонд занимается организацией стажировок студентов в Бургундии по винодельческим специальностям. Причем студенты подбираются главным образом с экономического факультета МГИМО и с журфака. Таким образом, предприниматель именно что готовит себе рынок сбыта, потому что люди, которые разбираются в вине, уже не будут пить плохих напитков и знание свое понесут в массы.

SR: Но этот подход не дает системного решения вопроса, так ведь?

Е. Т.: Конечно нет - это и не задача бизнеса. Системы никакой нет - есть отдельные инициативы или программы, которые закрывают далеко не все области человеческой деятельности. Очень хорошо быть студентом или молодым ученым в области, связанной с сырьевой экономикой: поддержка для сколько-нибудь заметных студентов там обеспечена. Часто добывающие компании берут под свое покровительство и всю цепочку подготовки профильных специалистов, начиная формирование своего "кадрового резерва" со старших классов подшефных средних школ или ПТУ. Они сопровождают их и дальше - в технических колледжах и университетах. Так поступают, например, компании ЛУКОЙЛ и СУЭК. Сырьевые компании, которые не принимают к себе на работу стипендиатов, все равно осуществляют эту поддержку в профильных вузах. Например, западные компании BP или Chevron - у них поддержка образования является частью программ устойчивого развития сообществ в странах присутствия. Но финансируют они Губкинский университет, Менделеевский и некоторые другие, близкие к ним. А для гуманитариев нет практически ничего. Для людей творческих специальностей очень мало.

SR.: Может ли молодой человек в России жить на гранты российских фондов?

Е. Т.: Нет, конечно, нет. Для того чтобы это было возможно, за одного талантливого человека должны биться множество фондов, как это происходит на Западе. У нас же гранты получают единицы, и чаще всего раз в жизни. Раньше какую-то поддержку можно было получить от западных фондов, например поехать на стажировку в американский или европейский университет, но сейчас западных фондов все меньше в России.

SR: Какие существуют технологии поддержки молодежи?

Е. Т.: Большинство компаний ориентируется прежде всего на хорошую успеваемость студентов. То есть компании, заинтересованные в выпускниках того или иного вуза через деканат просят порекомендовать им пять-десять (редко больше) отличников, которым они переводят именные стипендии. Реже компании просят студентов с хорошей успеваемостью участвовать в каких-то конкурсах, писать заявки и составлять отчеты. Отличники - это вообще целевая аудитория для большинства программ, хотя известно ведь, что талант получать хорошие отметки может быть единственным талантом довольно посредственного человека, а троечник может оказаться носителем выдающейся идеи и прорывной энергии.

SR: Тем не менее какие из фондов и компаний, на ваш взгляд, действуют наиболее системно и эффективно?

Е. Т.: Безусловно, это Фонд Владимира Потанина, фонд "Династия", созданный Дмитрием Зиминым, компания "Русал". Нужно сказать, что первым в нашей стране развивать творческие навыки, инициативность молодежи и т. д. начал ЮКОС. Параллельно действовал Фонд Потанина - они использовали разные подходы, но работали одинаково эффективно и мощно. Сейчас то лучшее, что предложил в свое время ЮКОС, применяют другие компании. Очень интересная программа "100 классных проектов" есть у компании "Русал", которая побуждает простых школьников проявить свои организаторские, творческие, лидерские способности и придумать оригинальные проекты, а потом самим их реализовать. Схема потанинского фонда - это такая многоступенчатая игра, в которой тоже как бы нет проигравших, потому что в любом случае, попадая в систему отбора, человек мобилизуется и приобретает новые возможности, знакомства и т. д.

Еще один уникальный фонд для России - "Династия". Он создан для поддержки главным образом фундаментальной науки в России. Помимо грантовых программ для студентов, аспирантов и молодых специалистов (а чтобы получить гранты нужно пройти серьезный отбор и вести отчетность) есть еще летние лагеря молодых физиков. В лагеря приглашаются звезды российской науки первой величины, которые читают лекции, общаются с молодежью. Это, конечно, для будущих ученых не менее важно, чем финансовая поддержка. Я сама бывала на встречах стипендиатов "Династии" - там потрясающая аура, необыкновенно светлые, сильные люди вовлекаются.

SR: А как с творческими направлениями? Чем мотивируется бизнес, поддерживая конкурсы писателей, музыкантов?

Е. Т.: Здесь все по-разному. Во-первых, есть, конечно, заинтересованные компании. Всевозможные конкурсы по веб-дизайну, промышленному дизайну, конкурсы дизайнеров, как правило, находят спонсоров, которым интересны конкурсанты как перспективные сотрудники. Во-вторых, творческие профессии - это выход в открытый мир, здесь большие возможности PR. Есть еще личные пристрастия руководителей компаний - например, у музыкантов большинство спонсоров являются меломанами или просто ценителями искусства. Интересен пример Николая Цветкова ("Уралсиб"). Он создал частный фонд "Виктория" для поддержки детей-сирот. Одна из программ фонда - помощь талантливым сиротам, в том числе и творчески одаренным. В данном случае нет никакого прагматического интереса, это благотворительность в чистом виде.

SR: Кто сейчас демонстрирует наибольшую динамику в поддержке молодых талантов - государство или частный капитал?

Е. Т.: Безусловно, государство. Хотя, повторюсь, эта тема по прежнему очень интересна бизнесу. Не случайно ведь РСПП заявил о поддержке российским бизнесом национального проекта "Образование". Правда, там большее внимание пока что на профтехобразование направлено, как на самую сложную проблему. Но все же выбор понятен: кадровая проблема, устойчивое развитие - все упирается в образование. А на государственном уровне сейчас очень серьезно взялись именно за поддержку талантов. То есть не "в среднем по больнице" улучшать картину, а точечно. Московские власти тоже очень серьезно к проблеме относятся, финансирование хорошее выделяют. Так что ситуация имеет какое-то развитие. Единственное, что меня настораживает,- динамики количества частных фондов практически нет. Те, кто уже занимался этим делом, увеличивают программы. А новых имен практически не появляется.

По материалам ИД "Коммерсантъ"
от 07.02.2007.


 
Так просто!

NGO.RU - Каталог общественных ресурсов Интернет  Союз Молодежи Кузбасса