О нас
 Об организации
 Наша команда
 Публичный отчет
 Новости
 Практики НКО
 Информация НКО
  Проекты
 Проект «Ресурсные возможности: поддержка общественных инициатив на муниципальном уровне»
 Проект «Некоммерческий сектор Кузбасса: устойчивое развитие»
 Проект «Потенциал НКО на развитие Кузбасса»
 Социальные услуги НКО населению
 Клуб бухгалтеров НКО
 Архив проектов
 
  Мероприятия
  Вестник НКО
  Вестник НКО
   Вестник НКО
   №6 (80) ноябрь - декабрь, 2005   
 
Встречи, семинары: Стратегическая благотворительность: факторы успеха


Версия для печати

17-19 октября 2005 года в Краснодарском крае представители некоммерческих организаций, зарубежных фондов, российских фондов местных сообществ, благотворительных организаций, бизнеса собрались на практический курс "Стратегическая благотворительность: факторы успеха".

Организатором курса стала рабочая группа Российской Школы грант-менеджеров. Цель, которую поставили перед собой организаторы - создать площадку для обсуждения путей совершенствования благотворительной политики, распространения эффективных технологий и моделей, направленных на достижение устойчивого развития территорий и сообществ. Поскольку благотворительные и грантовые программы выполняются различными организациями, то на встрече в Шексне была возможность представить этот уникальный опыт. Широкой была и география участников: дальнее и ближнее зарубежье (Великобритания, Казахстан, Киргизия, Украина), от юга России (Грозный, Майкоп) до севера (Норильск) и Дальнего Востока (Хабаровск).

В формате Курса были предусмотрены не только презентации успешного опыта осуществления благотворительных программ, но и экспертное обсуждение, и анализ различных подходов к реализации стратегической благотворительности.

Речь шла о том, что за последние годы изменилась структура доноров в России. Если до 2002 года это были преимущественно зарубежные доноры, то в последнее время появились частные и корпоративные фонды, фонды местных сообществ, благотворительные программы компаний. Если обратиться к статистике, то вклад некоммерческих организаций в экономику страны оценивается приблизительно в 1,2% ВВП, что больше, чем, к примеру, легкая промышленность. Приоритетами российских программ названы: развитие добровольческих инициатив, благоустройство территорий, развитие гражданской инициативы, поиск инновационных проектов по решению социальных проблем, развитие навыков по защите интересов, межнациональное согласие, социальные услуги сельскому населению, взаимодействие с органами власти. Если говорить о программах коммерческих компаний, то их целью является социально-экономическое развитие территорий, на которых они ведут свою хозяйственную деятельность, а в качестве агентов этой деятельности выступают местные общественные инициативы. Очень интересный опыт комплексного развития территорий был представлен сотрудником СУАЛ Холдинга. Одна из крупнейших алюминиевых компаний мира, охватывающая 9 регионов России, подписала меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с Агентством США по Международному Развитию (USAID). Это уникальный совместный проект Группы СУАЛ и USAID, который направлен на развитие потенциала администраций муниципальных образований, территорий присутствия Компании, поддержку малого и среднего предпринимательства, устойчивое развитие в области охраны окружающей среды, улучшение качества медицинских услуг, использование ресурсов фондов местного сообщества, развитие общественных организаций и гражданской инициативы, вовлечение граждан в процесс принятия решений на местном уровне.

Большой интерес у участников вызвала презентация Издательского дома Independent Media "Благотворительность и СМИ". Ведь мы часто сетуем на то, что СМИ мало пишут о благотворительности, или пишут не то и не так. У СМИ тоже есть претензии к Фондам, НКО, компаниям: их раздражает "навязывание" темы, недостаточно глубокое знание ее и т.д. Чтобы избежать взаимных претензий, были даны некоторые рекомендации, которые помогут при работе со СМИ, такие, как: предварительное изучение издания, адаптация предложения к конкретному изданию, предложение варианта сотрудничества, интересного обеим сторонам. Были предложены и модели взаимодействия: редакционный материал, взаимодействия с коммерческими службами, создание совместных площадок для обсуждения, "живое" участие в проектах изданий и т.д.

Об опыте управления благотворительными и грантовыми программами на примере Великобритании рассказала исполнительный директор Фонда развития местных сообществ Лондона Лена Янг. Как поведала Лена, в Лондоне существует огромное количество благотворительных организаций (в них работает столько же людей, сколько в телеиндустрии), которые конкурируют между собой за привлечение ресурсов. И чтобы выжить и развиваться, необходимо все время придумывать какие-то изюминки.

Фонд Лены Янг создал для себя "легенду" - концептуальная справедливость. Лена для себя поставила две основных задачи: продавать тот продукт, который нигде больше нельзя купить, постоянно расширять количество доноров. Она говорила о том, что нельзя разделить раздачу денег и фандрайзинг, необходимо сделать оборот денег постоянным. Чтобы отличаться от других организаций, работающих на этом поле деятельности (а в Лондоне 5 фондов местного сообщества), Лена и ее сотрудники выбрали для себя свое "поле": работать с незарегистрированным сообществом и с очень маленькими и трудными организациями, например, с цыганами, мигрантами, религиозными группировками, сексуальными меньшинствамии т.д. Как она говорит, надо попробовать давать деньги тому, кого вы не любите. Но самое главное для нее - обеспечение качества услуг. Для меня очень полезным был рассказ Лены о формировании и работе Экспертного совета. У них эксперты проходят обязательное обучение, в котором расставлены следующие акценты: конфиденциальность, абсолютное понимание равенства, решение вопроса (а не обсуждение), способность аргументировать (а не ругаться). В некоторых моментах мнения участников курса не совпадали с мнением Лены. Например, ее Фонд всегда отправляет письма с объяснением, почему не поддержан тот или иной проект. Из опыта российских организаций понятно, что у нас в письмах не объясняют причину отказа в финансировании, а только вежливо благодарят за проделанную работу. Кроме презентационных материалов в программе курса была предусмотрена работа в группах, на которых мы обсуждали, как обеспечить эффективность распределения благотворительных средств, какое место занимает мониторинг и оценка грантовых программ, какие коммуникации необходимы в процессе реализации благотворительных и грантовых программ; обеспечение их прозрачности. Все эти моменты обсуждались с трех позиций: взгляд зарубежных фондов, бизнеса и местного сообщества. По ключевым вопросам они совпадали, отличались деталями.

Участие в Практическом курсе позволило узнать что-то новое и закрепить полученные ранее знания. Этот опыт поможет совершенствовать работу при организации проведении будущих грантовых программ.

Нина ПОНОМАРЕВА


 
Так просто!

NGO.RU - Каталог общественных ресурсов Интернет  Союз Молодежи Кузбасса