О нас
 Об организации
 Наша команда
 Публичный отчет
 Новости
 Практики НКО
 Информация НКО
  Проекты
 Проект «Ресурсные возможности: поддержка общественных инициатив на муниципальном уровне»
 Проект «Некоммерческий сектор Кузбасса: устойчивое развитие»
 Проект «Потенциал НКО на развитие Кузбасса»
 Социальные услуги НКО населению
 Клуб бухгалтеров НКО
 Архив проектов
 
  Мероприятия
  Вестник НКО
  Вестник НКО
   Вестник НКО
   №6 (80) ноябрь - декабрь, 2005   
 
Актуально: Законопроект по контролю за НПО


Версия для печати

8 ноября 2005 года в Государственную думу РФ поступил законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", подготовленный группой депутатов фракций "Единая Россия", "Родина", КПРФ и ЛДПР.

Данный законопроект предусматривает резкое ужесточение государственного контроля над всеми российскими неправительственными организациями (НПО), ограничение права создавать общественные объединения без статуса юридического лица и практически полный запрет на деятельность иностранных неправительственных организаций в России.

В пояснительной записке обосновываются целесообразность и полезность принятия данного законопроекта. В ней говорится о необходимости "комплексной корректировки подходов к правовому регулированию"  порядка государственной регистрации некоммерческих организаций за исключением тех, учредителями которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, в связи с отсутствием в законодательстве о некоммерческих организациях "единого механизма контроля за соответствием деятельности таких некоммерческих организаций законодательству и декларируемым целям". Установление же такого механизма направлено, согласно пояснительной записке, на обеспечение "стабильности  гражданского общества" и "равенство всех субъектов права, действующих для достижения общественно полезных целей и благ".

В.А. Кикоть, профессор МГЮА, государственный советник юстиции III кл., эксперт НЭПС поднимает несколько важных вопросов, касающихся описанных целей законопроекта: "Чем вызвана такая необходимость? Каким нарушением Конституции и законов РФ, прав и свобод человека и гражданина, к каким проявлениям нестабильности гражданского общества и нарушениям равенства всех субъектов права, действующих в общеполезных целях и т.д., приводили существующие законы? Что потребовало их изменения? Какие практические улучшения обещает предложенный законопроект?". По мнению профессора, пояснительная записка к проекту ФЗ РФ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не содержит ответа ни на один из этих вопросов, а также на вопрос о том, что такое "комплексная корректировка подходов к правовому регулированию порядка государственной регистрации некоммерческих организаций"? Не удивительно, по мнению В.А. Кикотя, что эта пояснительная записка никем не подписана.

Рассмотрение данного законопроекта вызвало множество противоречивых мнений. Председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова выступила против проекта Федерального закона " О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", мотивируя это тем, что данный нормативный акт может парализовать работу некоммерческого сектора России. По словам Памфиловой, среди основных недостатков законопроекта - неоправданное усложнение процедуры регистрации негосударственных НКО: вместо уведомительного принципа предлагается разрешительный. По ее словам, это явная дискриминация общественных организаций, поскольку в отношении коммерческих структур в России действуют довольно либеральные правила регистрации. Фактически законопроект провозглашает презумпцию виновности НКО, как будто основная цель некоммерческого сектора - терроризм или борьба против действующего правительства. Кроме того, согласно предложенным поправкам, Министерство юстиции должно заниматься еще и финансовым контролем деятельности НКО.

По данным Э. Памфиловой, чтобы выполнить положения законопроекта, Минюсту потребуется еще 900 штатных сотрудников. При этом они будут дублировать функции других ведомств - Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу, Генеральной прокуратуры и ФСБ. "Расширение аппарата - это не только вопрос новых затрат. Где Минюст возьмет столько специалистов, которые профессионально разбираются во всех указанных сферах?". С учетом того, что в России несколько сотен тысяч НКО, процесс их перерегистрации может растянуться. Министерство просто захлебнется в потоке документов, а пострадают в первую очередь небольшие организации, которые занимаются инвалидами, молодежью, детьми. К тому же, если законопроект будет принят, многие зарубежные доноры не смогут работать в России. Представительства и филиалы иностранных фондов должны будут перерегистрироваться в качестве НКО как российские юридические лица, что по правовым причинам невозможно для большинства зарубежных организаций.

Президент России Владимир Путин на встрече с председателем Государственной думы РФ Борисом Грызловым 25 ноября 2005 года заявил следующее: "Согласен с теми коллегами, которые полагают, что ситуация, при которой некоторые некоммерческие организации финансируются из-за рубежа и фактически занимаются политической деятельностью, недопустима. Хотят эти организации того или нет, вольно или невольно они становятся инструментом в руках иностранных государств для достижения их политических целей в отношении нашей страны. И такая ситуация, конечно, недопустима. Вместе с тем, очень рассчитываю на то, что при обсуждении этого законопроекта, депутаты Государственной Думы примут сбалансированное решение и не допустят, чтобы принимаемый закон нанес какой бы то ни было ущерб гражданскому обществу в России, взаимоотношениям российских неправительственных организаций с их коллегами за рубежом при сотрудничестве в реализации очень важных задач в гуманитарной сфере, в области соблюдения экологических стандартов, при решении других вопросов, в которых заинтересована сама Российская Федерация".

Председатель Государственной думы РФ Борис Грызлов, в свою очередь, заверил В. Путина в том, что данный законопроект не пытается "ущемить некоммерческие организации или общественные объединения. Мало того, для общественных объединений и эта концепция, и регистрация - уведомительного характера. Если уж есть общественные объединения, которые ставят перед собой серьезные задачи, то устав они, наверное, подготовить смогут. Дальше этого идти не надо: подготовить устав и уведомительным образом его зарегистрировать. Думаю, что мы, безусловно, присмотримся к тем предложениям, которые сейчас обсуждаются и в средствах массовой информации, - и уже есть новые члены Общественной палаты, которые дали свои предложения, - и рассмотрим возможные поправки во втором чтении. Безусловно, закон будет максимально сбалансированный>.

Сами члены Общественной палаты РФ отнеслись отрицательно к вынесению обсуждаемого законопроекта и обратились к Борису Грызлову с призывом отложить до января 2006 года рассмотрение внесенного группой депутатов проекта ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ". Авторы обращения просят предоставить Общественной палате возможность произвести общественную экспертизу законопроекта, который, по мнению значительной части общественности, содержит положения, несущие угрозу для становления гражданского общества в России.

По словам руководителя московского представительства международной правозащитной организации "Human Rights Watch" Александра Петрова этот закон, если его примут, будет выгоден тем партиям, которые представлены в парламенте. Однако в парламенте не представлен целый ряд демократических партий, которые отражают интересы довольно значительных слоев общества в России. "Я не думаю, что этот закон пойдет на пользу, как политической системе, так и гражданскому обществу России", - считает А.Петров.


 
Так просто!

NGO.RU - Каталог общественных ресурсов Интернет  Союз Молодежи Кузбасса