Военно-патриотическое воспитание - это формирование глубокого патриотического сознания, идеи служения Отечеству и его вооруженной защиты, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к военной службе; это сохранение и приумножение славных воинских традиций.
В настоящее время это направление актуально, так как резко упал престиж воинских профессий, юноши не хотят служить в армии, происходит не всегда верный пересмотр истории страны. Особенно актуальными являются повышение уровня духовно-мировоззренческой компетенции, повышение статуса ветеранов военной службы, разрушение темы бессмысленности участия в прошедших войнах, восстановление ценности патриотизма и гражданственности, ценности личности свободы в общественной самоорганизации и самоуправлении.
Туристско-краеведческая деятельность наиболее близко соприкасается с всесторонним изучением Родины во всех ее проявлениях: семья, улица, родной город, край, регион, страна. Познание малой родины происходит во время общественно-полезных коллективных творческих дел подрастающего поколения совместно со своими родителями, которые носят преимущественно практическую направленность. Это позволяет воспитывать чувство патриотизма в естественных и оптимальных педагогических условиях.
Проблема взаимоотношений поколений в семье и обществе имеет психолого-педагогический характер. Положение поколений в обществе, их образ жизни, мировоззрение, интересы, стиль мышления, психологические особенности могут быть понятны и объяснены только в контексте объективных социальных условий.
По данным исследований военных психологов, около 30% участников боевых действий имеют ярко выраженные проявления посттравматических, стрессовых реакций (картины боевых ситуаций в повторяющихся ярких снах и ночные кошмары, навязчивые воспоминания о психотравмирующих событиях, сопровождающиеся тяжелыми переживаниями, внезапные всплески эмоций, повышенная раздражительность, беспричинные вспышки гнева и т.д.). Многие из этих людей потеряли интерес к общественной жизни, снизилась их активность при решении собственных жизненно важных проблем.
В городе Анжеро-Сужденске проживают более 500 ветеранов региональных конфликтов. Из них 40% - разведены, 40% - смогли сохранить семьи.
Военно-патриотическое воспитание молодого поколения и гармонизация семейных отношений ветеранов региональных конфликтов являются основными целями проекта, представленного на конкурс социально значимых проектов на консолидированный бюджет "60 дней - 60-летию Победы".
В проекте участвовали 9 семейных команд, сформированных из числа проходящих курс в отделении социально-медицинской реабилитации, участников семейного клуба "Доверие" на базе муниципального учреждения социального обслуживания Дом милосердия г.Анжеро-Судженска. Основные задачи проекта:
- изучение биографии погибших героев-земляков, воевавших во второй мировой войне и участников вооруженных конфликтов;
- обучение навыкам выживания в экстремальных ситуациях;
- формирование ценностно-смысловой сферы военнослужащих и членов их семей;
- формирование глубинных психологических установок оптимистического, жизнеутверждающего характера;
- мобилизация внутренних защитно-приспособительных резервов организма через взаимодействие с миром природы.
В ходе предварительного этапа проекта собрана информация о подвиге героев - земляков, принимавших участие в боях Великой Отечественной войны и региональных конфликтах, организован курс лекций об истории родного края. В результате самостоятельной поисковой деятельности участниками проекта собраны сведения о географическом положении района, изучено историческое прошлое героев-земляков - участников Великой Отечественной, афганской и чеченской войн. После обзорной экскурсии на место реализации проекта был детально разработан маршрут военно-патриотической игры, приближенной к реальным условиям.
Для организации поисковой деятельности создана проблемная ситуация, характеризующаяся как преодоление экстремальных ситуаций для овладения необходимой информацией. В процессе этого участники получают новые знания по истории родного края, о подвигах героев-земляков в годы второй мировой, афганской и чеченской войн. Для участников проекта решение проблемной ситуации означает определенный шаг в их развитии, в получении нового обобщенного знания на основе решения содержащейся в ней проблемы.
Средства на осуществление проекта предоставлены МОФ СЦПОИ от Агентства Международного Развития США (USAID). Приобретено личное и групповое снаряжение, продукты питания, медикаменты, материалы для изготовления траурной гирлянды, горюче-смазочные материалы и канцелярские товары.
Основной этап проекта начался с построения участников и проведения торжественной линейки, на которой произошло ознакомление с правилами безопасности и жизнедеятельности, а также с правилами экологически сообразного поведения, распределения обязанностей участников с учетом подготовленности и склонностей. Их проинформировали о правилах и условиях игры, а также критериях оценки для выявления победителей. Для повышения уровня доверия внутри и между семьями, повышение уровня сплоченности проведены игры на знакомство и сплочение коллектива. К памятнику возложена траурная гирлянда, изготовленная участниками проекта..
Далее участники проекта следуют в конечную точку маршрута. Организованное размещение участников, бивач "Техника выживания в экстремальной ситуации". Для формирования практических умений и навыков с элементами спортивного дела участники проекта успешно преодолели пять этапов: переправа по параллельным веревкам; преодоление завала; армейская полоса препятствий - "Мышеловка"; преодоление бревна; метание гранаты.
Удовлетворению познавательной потребности, взаимодействию природы и эстетическому развитию личности, гармонизации личностных и межличностных отношений в семье через взаимодействие с миром природы способствует игра "Ночной лес". На каждом этапе ночной игры ("Поляна загадочных предметов", "Остановка "Историческая", "Ночная переправа", "Встреча с лешим") участники смогли показать знания и умения, приобретенные на предварительном этапе проекта.
Подведение итогов мероприятия и награждение победителей, показавших наилучшие результаты по отдельным видам программы, состоялось на торжественной линейке и завершилось выступлением агитбригады.
По окончанию проекта методическое пособие по данной социальной технологии, видеофильм будут переданы в управление социальной защиты населения города для дальнейшего использования и распространения. В последующем данная социальная технология может быть использована для оказания социально-психологической помощи различным группам социально-незащищенных слоев населения.
Р.Ф. ФАХРУТДИНОВА, руководитель проекта